Responsive image

Как рассказать о сложном продукте, которого еще нет

Вот как выглядел сам запрос 👇

Responsive image
Запрос пришел в марте 2022 года на электронную почту

Сразу появилось много вопросов: что за «Честный знак», какие данные станут открыты, зачем нужен сервис и так далее. Поэтому созвонились с заказчиком и долго общались, прежде чем я понял все нюансы.

Кратко, что такое «Честный знак»

«Честный знак» — это национальная система маркировки некоторых групп товаров. Такая маркировка помогает проследить путь продукции, с момента производства или ввоза до реализации потребителю.

Например, вы — производитель шин. Выпустили модель «Трактор-3000» и отгрузили партию сети дистрибьюторов. Казалось бы, все хорошо. Но по факту вы не знаете, что происходит с этими шинами дальше:

  • Кому дистрибьютор перепродает эти шины? Может быть, он отгружает в магазины, где упор идет на продажах шин конкурентов? Тогда очевидно, что покупать «Трактор-3000» будут медленно, и производство будет падать.
  • По какой цене их реализуют? Ушлый дистрибьютор может перепродавать шины в розничные магазины с огромной наценкой. Если товар реально пользуется спросом, те вынуждены будут покупать шины и терять прибыль. Но со временем они переориентируются на шины других производителей, чьи дистрибьюторы более лояльны.
  • Сколько по времени товар реализуется? Товар может перепродаваться, но лежать на складе и по какой-то причине не уходить в розницу. В результате его меньше на полках и покупатели теряют интерес к вбренду «Трактор-3000» в целом.

На основе этих данных вы можете принимать решение, как действовать дальше. Дистрибьютор завышает цены — пересмотрите с ним договор, товар слишком долго в обороте — выходите напрямую на розничные магазины, и так далее.

Чтобы система «Честного знака» работала, каждый товар должен маркироваться специальным кодом 👇

Responsive image
Так называемый формат Data Matrix, использующийся для маркировки

Производители обязаны установить оборудование для нанесения маркировки и помечать товары, а торговые точки считывать код специальным сканером при продаже. После этого можно будет отследить полное движение каждой единицы товара вплоть до момента реализации. Это огромный объем данных, который собирает и хранит на своих серверах ЦРПТ — компания, которой доверили внедрить и обслуживать «Честный знак».

Задумка в том, что это — не просто какая-то информация для государства. Данные «Честного знака» доступны всем производителям по своим товарам бесплатно. Вы можете зайти на сайт, подтвердить свою личность с помощью УКЭП (усиленной печати) предприятия и выгружать данные в виде CSV файла.

Дальше с данными можно делать, что угодно: например, открывать в Excel и строить графики вручную или заводить в аналитическую систему предприятия (BI системы) и смотреть дашборды, обновляющиеся автоматически.

Как раз эти бесплатные данные и стали доступны производителям только 1 сентября 2022 года. А онлайн-сервис РДЦ, который работает с данными, уже в марте обратился ко мне для написания статьи. Нужно было заранее привлечь заказчиков, чтобы они пользовались сервисом в тестовом режиме и делали предоплату.

Чем полезен онлайн-сервис

Хотя данные «Честного знака» реально полезные, да еще и бесплатные, у них есть и недостатки. Дело в том, что эти данные — сырые, в них есть ошибки и неточности. Например, адреса пишутся по-разному: в одной ячейке «обл», в другой — «область», в третьей вообще нет информации. Дополнительно если у юрлица много филиалов с одинаковым ИНН (например, у «Магнита»), то мы не сможем понять, в каком конкретно магазине была продажа — все завязано на ИНН. Поэтому маркетолог или директор компании, который не владеет навыками написания скриптов, не сможет легко построить графики в том же Excel.

Responsive image
Проблема с бесплатными данными от «Честного знака»

Эти недостатки и устраняет онлайн-сервис РДЦ. Вы берете данные из «Честного знака» и загружаете их в сервис, либо настраиваете автоматическую выгрузку по API. После этого сервис нормализует данные, приводит их к единому виду и строит на их основые полезные отчеты.

Responsive image
Классный отчет по движению товара: помогает увидеть узкое горлышко в цепочке продаж

Как построили статью

Решили писать простым языком, ориентируясь на нашу ЦА: маркетологов и руководителей компании. Для этого я выявил несколько примеров использования сервиса от заказчика и построил статью на их основе:

👉 Объясняем, зачем нужны данные. Самое главное — рассказать читателю про пользу данных уже сейчас, хотя они станут доступны только через полгода. Все делаем на примерах — для этого я придумал абстрактную компанию «Цезарь», которая производит все на свете: воду, духи, шины и так далее, периодически сталкиваясь с разными проблемами при продажах.

Responsive image
Примеры иллюстрированы схемами с абстрактной компанией «Цезарь»

👉 Показываем, какие есть сложности: данные неструктурированы, содержат ошибки, их тяжело применять сразу для аналитики. Показываем скриншоты с данными, которые заказчик получил в тестовом режиме.

👉 Рассказываем что делает наш сервис и как мы решаем каждую уже описанную проблему с сырыми данными из «Честного знака».

Responsive image
Например, нормализация данных добавляет почтовый индекс

👉 Даем подробности: как ЦА может дальше использовать эти структурированные данные, откуда сервис их берет и как он выглядит.

В итоге

После публикации в блоге и на профильных площадках вроде retail.ru, дополнительно решили разослать статью потенциальным клиентам. До этого заказчик кропотливо собирал контакты, поэтому под рассылку была теплая база из почти 100 адресов. Я подготовил текст письма, после чего помог сверстать и разослать его через программу SendPulse.

Telegram
WhatsApp
VKontakte