В «Нетологии» нет рейтинговой системы, поэтому можно было сделать просто: написать статью, сдать и забыть. Все равно перейдешь на следующую ступень обучения. Но это слишком просто.
Поэтому я нашел знакомого, который работал в Esquire. Через него вышел на автора-журналиста и взял интервью. Вопросов было много: кто читает статьи о кино в журнале, какой стиль нравится людям, где посмотреть редполитику и прочее. В интервью прозвучала главная мысль: аудитории надоели банальные статьи с обзорами фильмов. Лучшие отклики набирает что-то провокационное.
Вот так плюс-минус выглядит типовая структура кинообзора фильма:
Если не смотрели фильм, то сейчас это невозможно сделать официально — Netflix в России недоступен
От этих клише и банальщины меня всегда тошнило, хотелось рассказать что-то другое. Покопавшись в интернете, наткнулся на однотипные комментарии примерно такого содержания: «„Ирландец“ — так себе фильм, потому что слишком затянут, аж на четыре часа.
Честно признаться, у меня от этого просто «подгорело». Я — огромный фанат Скорсезе, смотрел все его гангстерские фильмы. Поэтому «Ирландца» проглотил за один присест — даже в туалет не выходил ни разу. Настолько меня захватили сюжет и игра Джо Пеши, Де Ниро и Аль Пачино. Как это может не нравиться?
Но почему бы не использовать эту эмоцию в статье? Может быть, у других поклонников Скорсезе комментарии вызовут то же возмущение? Так мы получим провокацию. Покажем иную точку зрению и скажем: «Эй, мы не согласны. Фильм крутой, потому что...». Осталось придумать аргументы.
В статье мы попробуем переманить читателей в наш клуб любителей Скорсезе. Может быть, они не видели других фильмов режиссера и не знают, насколько они крутые? Поэтому покажем 10 лучших криминальных фильмов режиссера и убедим читателя посмотреть их. Возможно, он оценит их сюжет и посмотрит на «Ирландца» совсем под другим углом.
Дополнительно в статье приведем интересные факты из этих фильмов и свяжем их с философским подтекстом «Ирландца». Например, у Скорсезе сложные отношения с религией. Будучи верующим католиком, он снял фильм «Последнее искушение Христа» — вольную интерпретацию библейской истории, в которой Иуда не убивал Христа. За эту мысль режиссера чуть не отлучили от церкви в Ватикане, а многие кинотеатры бойкотировали прокат фильма. Главный герой «Ирландца» Фрэнк Ширен очень напоминает ветхозаветного пророка, который убивает не из желания, а по необходимости, из-за своего предназначения.
Связав все это воедино, получился цепляющий заголовок: «Последнее искушение Скорсезе. Лучшие криминальные фильмы режиссера, которые стоит увидеть перед просмотром „Ирландца“». От этого и выстроилась структура статьи:
👉 Показываем со скриншотами, насколько некоторым не зашел фильм.
👉 Не соглашаемся с ними и говорим, что фильм крутой.
👉 Поясняем: «Не верите? Просто вы не видели другие фильмы режиссера. Рекомендуем сначала посмотреть их, а потом уже переходить к „Ирландцу“»
👉 Проводим обзор 10 самых крутых фильмов режиссера и раскидываем факты, как хлебные крошки. Условно: «Вот в этом фильме герой Де Ниро напоминает пророка из книги Иова — этот же прием Скорсезе использовал и в „Ирландце“».
👉 Переходим к «Ирландцу»: обобщаем и сводим все воедино, чтобы у читателя сложился пазл в голове. Каждая хлебная крошка из ранних фильмов подводит читателя к главной мысли: «Ирландец» — это вообще венец карьеры режиссера.
Информации много, поэтому использовал такой прием, как повторяющаяся структура. У всех фильмов идентичные признаки, поэтому их можно собрать воедино: цифры о сборах и наградах, цепляющая иллюстрация, краткий сюжет и комментарий автора с интересными мыслями. Блоки самостоятельны и повторяются один за другим — это что-то сродни «информационной стены», когда читатель может и не читать подробно, но его банально зацепят актеры или количество номинаций на «Оскар».
Повторяющаяся структура — классный прием для обзора чего угодно, от кино до пылесосов. Так уж устроен наш мозг — любит закономерности.
Структуру и идею показал дипломному руководителю Сергею Королю — ему все понравилось. Пришлось повозиться, чтобы собрать фотографии с мест съемок — некоторые даже купил на фотостоке.
Однако появилась проблема — я банально не помнил фильмы, о которых собирался писать, хотя и видел их по несколько раз. Поэтому перед тем, как садиться за статью, пришлось еще раз пересмотреть все фильмы и выявить в них закономерности. Например, сопоставив с биографией режиссера. Не сказать, чтобы это было сильно неприятно, но до дедлайна оставалось меньше недели.
Если кто не знает, Сергей Король — очень крутой чувак: писал для Тинькофф и в блог «Аэрофлота», делал сайт «Почты России» и много чего еще.
В статье важно было учесть специфику, которую я узнал от журналиста Esquire: наша ЦА плохо воспримет информационный стиль. Все-таки когда пишешь на тему искусства, лучше заходит более образный и «вычурный» текст. Читатель приходит к нам развлечься, а короткие Ильяховские предложения с высокой концентрацией пользы на тысячу знаков — это немного не про Esquire. Поэтому приходилось себя внутренне ломать и ориентироваться на повестовательный язык других авторов.
Так я понял базовую штуку: не существует никаких универсальных правил из серии «высушите текст». Если в статье нужны отглагольные существительные или страдательные залоги, чтобы создать некий образ у ЦА — это надо делать. Автор чем-то напоминает хамелеона, меняющего цвет под окружающую обстановку. Другими словами, все зависит от задачи.
В итоге статья дипломному руководителю понравилась. Да, пусть никакого рейтинга нет, но сделать что-то лучше, чем остальные 30 человек в группе — приятно 👇
Но история на этом не закончилась. Я перешел на следующую ступень обучения, а саму дипломную работу в журнал даже и не думал отправлять. Все-таки понял, что обзоры кино — немного не моя специфика. Поэтому диплом оказался глубоко в недрах HDD моего ноутбука.
Буквально через месяц оказалось, что архивировать диплом не стоило — дальше мы приступили к обучению верстке. Выбрать можно было любой конструктор, но мне очень понравился ReadyMag за возможности анимации.
Для курсовой работы требовалось сверстать любую статью в выбранном конструкторе. Разумеется, я выбрал свлю дипломную работу. Но раз мы учимся, то нужно прощупать возможности того же ReadyMag по максимуму.
Поэтому решил похулиганить. Главная идея верстки: передать ощущение стыка киносъемок и бандитских разборок. Вот какие приемы использовал:
К сожалению, на тот момент не умел адаптировать ReadyMag к разным экранам. Поэтому результат нужно смотреть только на компьютере в разрешении Full HD (1920 x 1080).