Responsive image

Как написать небанальную статью про кино

В «Нетологии» нет рейтинговой системы, поэтому можно было сделать просто: написать статью, сдать и забыть. Все равно перейдешь на следующую ступень обучения. Но это слишком просто.

Поэтому я нашел знакомого, который работал в Esquire. Через него вышел на автора-журналиста и взял интервью. Вопросов было много: кто читает статьи о кино в журнале, какой стиль нравится людям, где посмотреть редполитику и прочее. В интервью прозвучала главная мысль: аудитории надоели банальные статьи с обзорами фильмов. Лучшие отклики набирает что-то провокационное.

Задача

Вот так плюс-минус выглядит типовая структура кинообзора фильма:

  • Идея. «Чем же вдохновлялся автор, когда ему в голову пришла такая гениальная идея? Заваривал кофе или гулял в парке?».
  • Философский подтекст. «Какие философские идеи нашли свое отражение в великом творении режиссера?».
  • Сравнение с другими фильмами жанра. «Данная картина — это жалкая пародия на работы Акиро Кюросавы и Сергея Эйзенштейна».
  • Оценка операторской работы/режиссуры/игры актеров. «Очевидно, что эта недостойна попадания в пантеон лучших образцов жанра».
  • Выводы и критика. «На наш скромный взгляд, серьезные проблемы вызывает взгляд режиссера на проблематику...».

Если не смотрели фильм, то сейчас это невозможно сделать официально — Netflix в России недоступен

От этих клише и банальщины меня всегда тошнило, хотелось рассказать что-то другое. Покопавшись в интернете, наткнулся на однотипные комментарии примерно такого содержания: «„Ирландец“ — так себе фильм, потому что слишком затянут, аж на четыре часа.

Честно признаться, у меня от этого просто «подгорело». Я — огромный фанат Скорсезе, смотрел все его гангстерские фильмы. Поэтому «Ирландца» проглотил за один присест — даже в туалет не выходил ни разу. Настолько меня захватили сюжет и игра Джо Пеши, Де Ниро и Аль Пачино. Как это может не нравиться?

Responsive image
Ох, как же хотелось написать что-то ужасное этому человеку в комментариях

Но почему бы не использовать эту эмоцию в статье? Может быть, у других поклонников Скорсезе комментарии вызовут то же возмущение? Так мы получим провокацию. Покажем иную точку зрению и скажем: «Эй, мы не согласны. Фильм крутой, потому что...». Осталось придумать аргументы.

Как решали

В статье мы попробуем переманить читателей в наш клуб любителей Скорсезе. Может быть, они не видели других фильмов режиссера и не знают, насколько они крутые? Поэтому покажем 10 лучших криминальных фильмов режиссера и убедим читателя посмотреть их. Возможно, он оценит их сюжет и посмотрит на «Ирландца» совсем под другим углом.

Дополнительно в статье приведем интересные факты из этих фильмов и свяжем их с философским подтекстом «Ирландца». Например, у Скорсезе сложные отношения с религией. Будучи верующим католиком, он снял фильм «Последнее искушение Христа» — вольную интерпретацию библейской истории, в которой Иуда не убивал Христа. За эту мысль режиссера чуть не отлучили от церкви в Ватикане, а многие кинотеатры бойкотировали прокат фильма. Главный герой «Ирландца» Фрэнк Ширен очень напоминает ветхозаветного пророка, который убивает не из желания, а по необходимости, из-за своего предназначения.

Связав все это воедино, получился цепляющий заголовок: «Последнее искушение Скорсезе. Лучшие криминальные фильмы режиссера, которые стоит увидеть перед просмотром „Ирландца“». От этого и выстроилась структура статьи:

👉 Показываем со скриншотами, насколько некоторым не зашел фильм.

👉 Не соглашаемся с ними и говорим, что фильм крутой.

👉 Поясняем: «Не верите? Просто вы не видели другие фильмы режиссера. Рекомендуем сначала посмотреть их, а потом уже переходить к „Ирландцу“»

👉 Проводим обзор 10 самых крутых фильмов режиссера и раскидываем факты, как хлебные крошки. Условно: «Вот в этом фильме герой Де Ниро напоминает пророка из книги Иова — этот же прием Скорсезе использовал и в „Ирландце“».

👉 Переходим к «Ирландцу»: обобщаем и сводим все воедино, чтобы у читателя сложился пазл в голове. Каждая хлебная крошка из ранних фильмов подводит читателя к главной мысли: «Ирландец» — это вообще венец карьеры режиссера.

Информации много, поэтому использовал такой прием, как повторяющаяся структура. У всех фильмов идентичные признаки, поэтому их можно собрать воедино: цифры о сборах и наградах, цепляющая иллюстрация, краткий сюжет и комментарий автора с интересными мыслями. Блоки самостоятельны и повторяются один за другим — это что-то сродни «информационной стены», когда читатель может и не читать подробно, но его банально зацепят актеры или количество номинаций на «Оскар».

Responsive image
Еще одна фишка — ставить фотографии с места съемки. Это сделает читателя как бы сопричастным к работе режиссера.

Повторяющаяся структура — классный прием для обзора чего угодно, от кино до пылесосов. Так уж устроен наш мозг — любит закономерности.

В итоге

Структуру и идею показал дипломному руководителю Сергею Королю — ему все понравилось. Пришлось повозиться, чтобы собрать фотографии с мест съемок — некоторые даже купил на фотостоке.

Однако появилась проблема — я банально не помнил фильмы, о которых собирался писать, хотя и видел их по несколько раз. Поэтому перед тем, как садиться за статью, пришлось еще раз пересмотреть все фильмы и выявить в них закономерности. Например, сопоставив с биографией режиссера. Не сказать, чтобы это было сильно неприятно, но до дедлайна оставалось меньше недели.

Если кто не знает, Сергей Король — очень крутой чувак: писал для Тинькофф и в блог «Аэрофлота», делал сайт «Почты России» и много чего еще.

Responsive image
Это я сразу после сдачи статьи.

В статье важно было учесть специфику, которую я узнал от журналиста Esquire: наша ЦА плохо воспримет информационный стиль. Все-таки когда пишешь на тему искусства, лучше заходит более образный и «вычурный» текст. Читатель приходит к нам развлечься, а короткие Ильяховские предложения с высокой концентрацией пользы на тысячу знаков — это немного не про Esquire. Поэтому приходилось себя внутренне ломать и ориентироваться на повестовательный язык других авторов.

Так я понял базовую штуку: не существует никаких универсальных правил из серии «высушите текст». Если в статье нужны отглагольные существительные или страдательные залоги, чтобы создать некий образ у ЦА — это надо делать. Автор чем-то напоминает хамелеона, меняющего цвет под окружающую обстановку. Другими словами, все зависит от задачи.

В итоге статья дипломному руководителю понравилась. Да, пусть никакого рейтинга нет, но сделать что-то лучше, чем остальные 30 человек в группе — приятно 👇

Responsive image
Хотя писали для Esquire, а не в Медузу или TJ. Но все равно приятно

Бонус: верстка в ReadyMag

Но история на этом не закончилась. Я перешел на следующую ступень обучения, а саму дипломную работу в журнал даже и не думал отправлять. Все-таки понял, что обзоры кино — немного не моя специфика. Поэтому диплом оказался глубоко в недрах HDD моего ноутбука.

Буквально через месяц оказалось, что архивировать диплом не стоило — дальше мы приступили к обучению верстке. Выбрать можно было любой конструктор, но мне очень понравился ReadyMag за возможности анимации.

Для курсовой работы требовалось сверстать любую статью в выбранном конструкторе. Разумеется, я выбрал свлю дипломную работу. Но раз мы учимся, то нужно прощупать возможности того же ReadyMag по максимуму.

Поэтому решил похулиганить. Главная идея верстки: передать ощущение стыка киносъемок и бандитских разборок. Вот какие приемы использовал:

  • Глубокий темно-красный цвет фона, который обыгрывает плакат фильма «Последнее искушение Христа». В статье мы делали отсылку к религии и утверждали, что «Ирландец» — это завещание режиссера, его «последнее искушение».
  • Много анимации, стилизованной под пародию на гангстерские фильмы. Часть работает по скроллу, часть закольцована. Это было непросто: например, чтобы заставить двигаться пленку с кадрами из «Ирландца» и вращающаться бобины кинокамеры, ушло два дня.
  • В одинаковых блоках верстка чередуется на разных этажах, согласно базовым понятиям вроде «правила внутреннего и внешнего».

Responsive image
Отсылка к оригинальному постеру фильма «Последнее искушение Христа»
Responsive image
На этом месте осторожно — можно залипнуть, работает по скроллу
Responsive image
В повторяющихся блоках много бесконечной анимации.

К сожалению, на тот момент не умел адаптировать ReadyMag к разным экранам. Поэтому результат нужно смотреть только на компьютере в разрешении Full HD (1920 x 1080).

Telegram
WhatsApp
VKontakte