«Я вообще живу или реагирую?»: теория и практика эмоционального интеллекта


Когда нам наступают на ногу, мы раздражаемся. Когда заключаем важную сделку — радуемся. А когда случается неприятность — расстраиваемся или даже впадаем в депрессию. Все это — эмоции, которые часто нам мешают. В статье разбираемся, как можно научиться их контролировать и сделать свою жизнь проще, а работу — эффективнее.



Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать

Эмоциональный интеллект — это не интеллект в обычном понимании. Это не про математику, начитанность или образованность. Эмоциональный интеллект помогает понимать собственные эмоции и управлять ими.

Например, вы сидите на важном совещании и вас ужасно раздражает сосед справа: он постоянно смотрит в телефон, не слушает других и задает глупые вопросы. Вы злитесь и хотите только одного — чтобы совещание поскорее закончилось. Эмоция мешает вам работать. Но если у вас высокий эмоциональный интеллект, вы скажете себе:

«По-моему, я раздражен. А почему я вообще злюсь? Это ведь мой сосед невнимателен, и ему от этого хуже. Теперь я спокоен и слушаю докладчика».

Чем более развит эмоциональный интеллект, тем проще переключаться и оставаться спокойным.

А еще эмоциональный интеллект помогает вдохновлять себя. У каждого бывало такое: проснулись утром и чувствуете себя разбитым. Все валится из рук, хочется лечь под одеяло и лежать целый день. Но если у вас высокий эмоциональный интеллект, вы скажете себе:

«Стоп! А в чем, собственно, дело? Посмотри на улицу — солнце светит, люди гуляют. Я сегодня хотел помыть машину, купить новые ботинки. Класс, бегом в душ».

Если осознать эмоцию, то ее можно игнорировать.

Эмоциональный интеллект связан с эмпатией. Эмпатия — умение сопереживать другим, чувствовать себя на их месте. Люди с развитой эмпатией замечают эмоции других людей и могут влиять на них, что помогает строить более доверительные отношения. Это особенно важно в бизнесе, чтобы мотивировать сотрудников и проводить успешные переговоры. Например, к вам пришел сотрудник и просит повысить ему зарплату.


Ситуация первая

Responsive image

Responsive image

Начальник не проявил эмпатию и отказался поднять зарплату. Антон — ценный сотрудник, но ему пришлось уволиться. А ведь могло быть и по другому.


Ситуация вторая

Responsive image

Responsive image

Эмпатия помогла руководителю сразу понять переживания Антона, договориться с ним и сохранить ценного сотрудника.


Таким образом, эмоциональный интеллект можно разделить на пять составляющих:

  1. Замечать свои эмоции;
  2. Регулировать свои эмоции;
  3. Вдохновлять себя и управлять собой;
  4. Распознавать эмоции других людей;
  5. Влиять на окружающих, строить деловые отношения.

И если развивать все эти составляющие в комплексе, то можно прокачать свой эмоциональный интеллект и лучше понимать себя и окружающих. А еще будете меньше переживать и сохраните свое здоровье, а то нервные клетки не восстанавливаются.

«Я реагирую на внешний мир. Не эмоции есть у меня, а я есть у моих эмоций. Для этого и важно заниматься эмоциональным интеллектом. Задаваться вопросом: а я вообще живу или реагирую?»
Илья Степанов, эксперт в области коммуникаций, профайлер в «Теории и практике»


3 способа прокачать эмоциональный интеллект

Даже если вы прочитаете десяток книг об эмоциональном интеллекте, то это не приблизит вас к пониманию своих и чужих эмоций. Прокачку эмоционального интеллекта правильнее сравнить с мышечными тренировками — чем больше регулярно занимаетесь, тем лучше результаты. Самоконтроль и эмоциональная дисциплина приходят только со временем.

Способ первый

Поставьте будильник на телефоне с интервалом 40 минут. И каждый раз, когда он будет звонить, записывайте в блокнот ответы на 4 вопроса:

  • Что я делаю? Важно указывать конкретное действие — вариант «работаю» не годится.
  • Что я чувствую?
  • Что я думаю? Фиксируйте весь поток мыслей, даже несвязный.
  • Что я хочу делать? Как и в первом вопросе, нужно описание конкретного действия.

Очень важно фиксировать письменно все, что происходит с вами в этот момент времени, а не происходило в течении дня. Прозвенел будильник — записали ответы на вопросы.

Responsive image
Пример вопросов и ответов

Чем это поможет? Очень часто человек что-то делает, но мыслями находится в будущем: думает, как поедет на выходных на дачу, посмотрит сериал вечером или поиграет в приставку. Но эмоции происходят прямо сейчас. Это упражнение позволяет концентрироваться на текущем моменте и фиксировать все, что происходит.

А что, если…

— вы на совещании?

Поставьте телефон на вибро режим, чтобы не мешать коллегам. Обязательно берите блокнот с собой и все записывайте.


— вы в туалете?

Ну, несколько минут можно и подождать. Но если вы там надолго — лучше записывайте.


— не хотите ничего записывать?

Не пишите. Может, у вас все в порядке с эмоциональным интеллектом.



Способ второй

В том же блокноте или в заметках на телефоне ведите «дневник эмоций». Фиксируйте все события, которые вызвали эмоцию — это может быть назойливая муха или неприятный разговор с коллегой. Таких событий может быть 1 или 2, а может быть 30 или 40 за день. Удобно разделить лист на три столбца:

  • в левом столбце пишите, что произошло;
  • в среднем столбце пишите вашу реакцию на событие или суть разговора;
  • в правом столбце пишите, как следовало поступить или что надо было сказать.
Responsive image
Пример «Дневника эмоций», который ведет автор статьи

Чем это поможет? Посмотрите вечером, что писали в течении дня. Все эти события — список раздражающих факторов. Объедините их по группам и проанализируйте: возможно, решение проблемы не такое сложное. Например, вас дико раздражает коллега, которая без умолку рассказывает о своих подругах и детях. Вы анализируете и вспоминаете, что оба любите кататься на горных лыжах. В следующий раз попробуйте поговорить с ней об этом, и она больше не будет вас раздражать. Со временем начнете замечать, что раздражителей с каждым днем все меньше, а жить стало проще.

А что, если…

— вас постоянно все бесит?

Тогда придется много писать. Но со временем, если будете анализировать записи и работать над собой, станет легче.


— у вас нет времени фиксировать в течении дня?

Постарайтесь вечером спокойно сесть и записать все, что вспомните. Но все-таки это не так эффективно — старайтесь записывать сразу.


— это ерунда какая-то? Не проще к психологу записаться?

Запишитесь — психолог тоже очень полезен.



Способ третий

Когда собеседник раздражает вас в разговоре, возьмите перед ответом паузу в 10 секунд. Задайте себе вопросы: «Зачем я хочу это сказать? Какой получится результат?». Поставьте себя на место оппонента. За эти 10 секунд вы успеете понять, что спор легко разрешить без скандала или проблем. Например, идут переговоры.

Responsive image

Директор фирмы А договаривается о сделке с директором фирмы Б и просит скидку.

Responsive image

Но если бы директор фирмы А взял паузу в 10 секунд и обдумал ситуацию, то дальше он постарался бы закрыть сделку.


Без лишних эмоций директор А спокойно приводит аргументы, и вероятность закрыть сделку повышается. Кстати, на эту тему рекомендуем почитать классическую книгу Джима Кемпа «Сначала скажите „нет“».

Чем это поможет? Это самый простой способ «для ленивых», когда не надо ничего записывать. Помогает анализировать свои переживания здесь и сейчас. Вы концентрируетесь на текущих эмоциях и решаете проблемы сразу, не отходя от кассы. В психологии это называется «вырастить внутреннего Взрослого».

А что, если…

— пауза в 10 секунд будет выглядеть глупо?

Нет, не будет. Намного глупее будет провалить переговоры или спровоцировать конфликт из-за неосторожного слова. Кстати, паузы в разговоре или выступлении — хороший ораторский прием.


Советуем применять все три способа для прокачки эмоционального интеллекта. Но если не хватает времени или самодисциплины, просто выберите одну из трех групп людей, к которой относите себя. Делайте рекомендуемые для этой группы упражнения:

  • Ленивый. Мало времени, не хочет ничего писать.
  • Сомневающийся. Готов писать, но не верит в пользу упражнений.
  • Ответственный. Готов писать и верит в пользу упражнений.

Ленивый Сомневающийся Ответственный
«40 минут» Нет Нет Да
«Дневник эмоций» Нет Да Да
«Паузы 10 сек» Да Да Да


EQ и soft skills

Все больше крупных компаний в мире при найме на работу определяют у кандидатов так называемые soft skills, или гибкие навыки: креативность, умение работать в команде, лидерские качества. Согласно статье NSSA (National Soft Skills Association), развитые soft skills — это следствие прокачанного эмоционального интеллекта. Поэтому перед трудоустройством полезно понять уровень вашего эмоционального интеллекта.

Для оценки используют коэффициент EQ — что-то вроде известного со школы коэффициента IQ. В интернете есть множество тестов на EQ по методике Холла. Предлагается 30 вопросов на темы, касающиеся эмоций, и дается 6 вариантов ответов:

  • Полностью не согласен (–3 балла).
  • В основном не согласен (–2 балла).
  • Отчасти не согласен (–1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла).

В тесте нет правильных или неправильных ответов, поэтому отвечать надо честно. После прохождения теста баллы распределяются по пяти категориям, которые мы рассмотрели в начале статьи:

  1. Осознание и понимание своих эмоций.
  2. Управление своими эмоциями.
  3. Самомотивация.
  4. Эмпатия.
  5. Управление эмоциями других.

Значения EQ для каждой категории:

  • 14 и более баллов — высокий;
  • от 8 до 13 — средний;
  • 7 и менее — низкий.

А итоговый EQ равен сумме EQ по категориям:

  • 70 и более баллов — высокий;
  • от 40 до 69 — средний;
  • 39 и менее — низкий.

Responsive image
Вот так выглядит результат теста автора статьи


Подводим итоги

  1. Эмоциональный интеллект — это про эмоции.
  2. Контроль своих эмоций — ваше спокойствие.
  3. Контроль чужих эмоций — добиваетесь результатов в переговорах.
  4. Если ленивы — делайте паузы в 10 секунд.
  5. Если сомневаетесь — делайте паузы в 10 секунд и ведите «дневник эмоций».
  6. Если хотите стать гуру эмоционального интеллекта — пишите о чувствах каждые 40 минут, помимо «дневника эмоций» и пауз в 10 секунд.
  7. EQ — основа soft skills. Важный показатель при найме на работу.
  8. EQ определяют по методу Холла. Выше 70 — уже высокий показатель, но лучше стремиться к показателю 120+.
Telegram
WhatsApp
VKontakte